Гипноз пробуждает интерес к чтению



В лабораторных исследованиях было показано, что гипнотические внушения повышают качество простого процесса обучения. Существуют доказательства того, что гипноз может использоваться, для повышения качества высших когнитивных процессов, таких как скорость чтения и аудирования.

Международный журнал клинического и экспериментального гипноза в 2016 году опубликовал результаты нового исследования гипноза, проведённого двумя университетами США об эффективности использования гипноза для пробуждения интереса к чтению.

Тридцать три участника были проверенны на высокую гипнабельность.

Их попросили прочитать отрывок, оценить свой  интерес к чтению и ответить на вопросы, отражающие понимание прочитанного.

Высоко гипнабельным участникам в экспериментальной группе дали в бодрствующем состоянии внушение, что для чтения они не предназначены, что они к этому занятию равнодушны, им скучно и трудно читать и осознавать содержание текста.

В задаче мотивационного управления в состоянии гипноза были даны инструкции, в которых участникам было сказано, чтобы они попытались сделать процесс чтения интересным.

Это внушение произвело значительное влияние на повышение удовольствия от процесса чтения, однако не было найдено никакой связи между пониманием смысла прочитанного материала.

Количественные задачи измеряли удовольствие от чтения и воспроизведение текста по памяти. Субъективные переживания участников были получены путем феноменологического интервью.

Тридцать три участника, которые прошли предварительный отбор на высокую гипнабельность. Все попросили прочитать отрывок, оценить свою заинтересованность в чтении, и ответить на вопросы, отражающие понимание прочитанного.

Многофакторный дисперсионный анализ выявил общий основной эффект (р = .002). В экспериментальной группе участники сообщили, что чтение было гораздо более приятным, чем в контрольной группе, которым не было сделано гипнотическое внушение (р < .001). 

Качественные интервью показали, что внушение оказало глубокое влияние на некоторых испытуемых, особенно на тех, которые оказались наиболее восприимчивы к гипнозу.

Полученные данные свидетельствуют, что гипнотические внушения, использованные должным образом, могут иметь потенциальное применение в повышении качества навыков образования у высоко гипнабельных людей.

В обеих группах не было обнаружено никакой разницы в степени понимания прочитанного в процессе эксперимента.

Возникло несколько общих тем, которые отметили участники, в том числе:

  • эмоциональная вовлечённость в прочитанный материал,
  • удивительное чувство легкости при чтении,
  • лучшее запоминание текста,
  • большая поглощённость чтением.

Кроме того, данное исследование может способствовать изменению образовательной системы и привести к развитию новой педагогики на основе использования гипноза.

Данное исследование способствует социальным изменениям, продемонстрировав, что высокая гипнабельность позволяет шире использовать свои способности, чтобы разнообразить процесс обучения и повысить его эффективность.


Литература: 

  • Mohl JC, Finigan DM, Scharff LM. The Effect of a Suggestion to Generate Interest in a Reading in Highly Hypnotizable People: A Promising Use in Education. Int J Clin Exp Hypn. 2016;64(2):239-60. doi: 10.1080/00207144.2016.1131592.
  • Wark DM. and alert hypnosis for education: a literature review. Am J Clin Hypn. 2011 Oct;54(2):96-106. Traditional