Гипноз эффективен в лечении тревожности и реактивности у детей

Американский журнал Клинического Гипноза в апреле 2014 опубликовал статью Кайзера П. о детской тревожности, психофизиологической реактивности и способности гипноза в построении навыков саморегуляции.

Детская тревожность и психофизиологическая реактивность: гипноз в распознавании отличий и формировании навыков саморегуляции. 

Клинические жалобы на беспокойство, тревожность, и страхи детей и подростков вызывают потребность в помощи у клиницистов, направленную на снижение их преувеличенной психофизиологической стресс-реактивности.

Нейронаука аффективной сферы (эмоциональных состояний) считает, что хроническая активация тела в режиме аварийного реагирования тормозит нейрогенез, нарушает нейронную пластичность, и губительна для физического и психического здоровья.

Структуры дефектных дискриминационных навыков, например, преувеличенная оценка угрозы и опасности и недооценка их потенциальных возможностей для преодоления трудностей, являются причиной для сверх-возбуждения. Аналогичным образом накопительные структуры снижения навыков саморегуляции проявляются в "застревании" внимания и слабом контроле над их преувеличенной психофизиологической реактивностью и соматизацией.

Использование когнитивной гипнотерапии с целью совершенствования этих слаборазвитых потенциалов и применение различных гипнотических феноменов и техник, повышение психологического образования, использование методов релаксации и обучения им с учётом цели, направленной на прерывание этих непродуктивных, взаимосвязанных структур и создания новых более реалистичных структур и точной способности распознавать их мощность и формировать большую выносливость и психофизиологические навыки саморегуляции.

---

Другое исследование, опубликованное в январе 2016 года подтвердило положительные эффекты медитации на состояние ума: уменьшает симптомы депрессии, социальной тревожности, агрессии и уровень кортизола в слюне у детей младшего школьного возраста.

В экспериментальной группе участники (42 школьника из Южной Кореи) медитировали 8 недель.

Результаты показали значительное снижение по следующим показателям:

  • социальная тревожность,
  • агрессия,
  • депрессия, 
  • уровень кортизол в слюне. 

Это свидетельствует о том, что на базе школы программы медитации могут быть эффективными в улучшении психосоциальных и поведенческих аспектов психического здоровья детей в начальной школе.


Литература: 

  • Kaiser P. Childhood anxiety and psychophysiological reactivity: hypnosis to build discrimination and self-regulation skills.  Am J Clin Hypn. 2014 Apr;56(4):343-67. 
  • Yoo YG, Lee DJ, Lee IS, Shin N, Park JY, Yoon MR, Yu B. The Effects of Mind Subtraction Meditation on Depression, Social Anxiety, Aggression, and Salivary Cortisol Levels of Elementary School Children in South Korea.J Pediatr Nurs. 2016 Jan 11. pii: S0882-5963(15)00372-3.