Целями данного исследования являются изучение психосоциального стресса и заболеваний, связанных с развитием бессонницы у детей школьного возраста и определение эффективности использования гипноза.
Исследования проводились в отделении педиатрии (Department of Pediatrics, University Hospital, State University of New York Upstate Medical University, Syracuse, NY, USA.)
Ретроспективный обзор проводили с участием 84 детей и подростков с бессонницей. В исследовании не принимали участие дети с диагнозом апноэ сна. Их средний возраст составил 12 лет (диапазон 7-17 лет).
Всем детям были предложены инструкции по самогипнозу для лечения бессонницы и других симптомов, если было сочтено, что эти симптомы поддаются терапии гипнозом.
Семьдесят пять пациентов вернулись к наблюдению после первой сессии гипноза.
При бессоннице не удалось добиться изменений после первого сеанса и пациентам была предложена возможность использовать гипноз дальше, чтобы разобраться в причине.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Младшие дети были более склонны сообщать, что бессонница связана со страхами.
Две или меньше гипнотических сессий были представлены 68% пациентов.
Из 70 пациентов, сообщивших о задержке наступления сна более чем 30 минут, 90% отметили сокращение времени, которое им потребовалось для засыпания при следующем сеансе гипноза.
Из 21 пациента, которые сообщили о ночных пробуждений более раз в неделю
О соматических (телесных) жалобах, поддающихся гипнозу сообщили 41% участников:
боли в груди,
Среди этих пациентов 87% сообщили об улучшении или полном разрешение соматических жалоб благодаря использованию гипноза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Использование гипноза способствует эффективной терапии бессонницы у детей школьного возраста.
Литература: Anbar RD, Slothower MP. Hypnosis for treatment of insomnia in school-agechildren: a retrospective chart review. BMC Pediatr. 2006 Aug 16;6:23.