Гипноз изменяет структуру мозга


Практика медитации и осознанности в течении 8-недель приводит к измеримым изменениям участков мозга, связанных с памятью, ощущением себя, эмпатией и стрессом. В статье Psychiatry Research: Neuroimaging, команда ученых описывает результаты своих исследований, впервые подтвердивших подобные изменения.

«Хотя практика медитации ассоциируется скорее с чувством умиротворенности и физического расслабления, практикующие ее давно уже говорят о том, что медитация также оказывает положительное влияние на умственные и психологические возможности, которые сохраняются в течении дня. Данное исследование показывает, что именно изменения в структуре мозга могут лежать в основе некоторых из этих улучшений, а не просто большее время, которое человек проводит в расслабленном состоянии», — говорит Сара Лазар (Sara Lazar) из Массачусетской общей больницы (учебное заведение, филиал Гарвардской медицинской школы), возглавлявшая исследование.

Предыдущие исследования этой и других команд ученых обнаружили при сканировании мозга структурные отличия у тех людей, которые долгое время практикуют медитацию по сравнению с теми, кто этим не занимается. У них наблюдалось утолщение коры головного мозга в областях, которым приписывают участие в контроле внимания и эмоций. Но при таких исследованиях нельзя указать однозначно, где причина, а где следствие. Поэтому ученные провели серию экспериментов с людьми, которые проходят интенсивный курс медитации. 

Исследование проходило на 16 испытуемых, которые участвовали в 8-недельной программе по уменьшению стресса при помощи осознанности (Mindfulness-Based Stress Reduction), которая проводится Центром осознанности при медицинской школе Массачусетского университета. На еженедельных занятиях участники тренировались концентрировать внимание на осознании ощущений своего тела, чувств и состояния разума. Этим же они должны были заниматься и дома в свободное время (в среднем по группе они уделяли медитации 27 минут ежедневно). Все испытуемые прошли магниторезонансное сканирование головного мозга до и после программы обучения. 

Сравнение снимков выявило увеличение серого вещества в гиппокампе — структуре мозга, участвующей в обработке памяти — и в некоторых других зонах мозга, связанных с самоосознанием и интроспекцией. У некоторых участников наблюдалось уменьшение размеров миндалины — нашего основного источника страха и беспокойства.