ДПДГ излечивает подростковую депрессию за 3-7 сеансов

 

 

Поскольку депрессия сегодня встречается часто и имеет тенденцию к росту, возникает потребность рассмотреть различные психотерапевтические подходы в лечении депрессии и определить самые эффективные, быстрые и надёжные из тех, которые применяют сегодня.

Выбор в пользу безмедикаментозного подхода лечения депрессий склоняется ещё потому, что сегодня доказано, что результативность медикаментозного подхода низкая:

Для лечения депрессии, как показали исследования, требуется:

  • три сеанса ДПДГ при легкой или умеренной депрессии    
  • семь сеансов при умеренной или тяжелой депрессии.

Сегодня ДПДГ проводится в двух форматах:

  • очном
  • онлайн (по Скайп)

Депрессия у подростков ассоциируется с увеличением риска самоубийств и злоупотреблением психоактивными веществами, плохой психологической и учебной работой, частой коморбидностью (сочетанием) с другими психическими расстройствами. Таким образом, раннее активное и интенсивное терапевтическое вмешательство необходимо подросткам с депрессией. В Соединенных Штатах распространенность большого депрессивного расстройства (БДР) у подростков составляет 14%. Оценки депрессии у подростков в Корее еще более серьезны: в одном национальном исследовании сообщается о распространенности 14% в возрасте между 15 и 19.3, в другом исследовании сообщалось, что распространенность составляет около 20% среди школьников средних и старших классов. 

Несмотря на высокую распространенность и необходимость интенсивного лечения не прекращаются дебаты, окружающие лечение подростковой депрессии: пищевые продукты и медикаменты (FDA), недавно предупредили врачей против применения селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (Сиозс), которые наиболее часто назначают, как антидепрессанты для подростков или детей в связи с повышением частоты суицидальных мыслей или поведения.

В области психотерапии также ведутся некоторые дебаты по поводу лечения, которое должно быть предложено в первую очередь. Контролируемые исследования подростковой депрессии в значительной степени ограничиваются когнитивно-бехивиоральной терапией (КБT); однако, есть доказательства эффективности межличностной психотерапии (IPT) и семейной терапии. Ранние КБТ исследования сообщили о её преимуществах по сравнию с отсутствием лечения. Однако, недавний мета-анализ (Klein) выявил, что общий размер эффекта КБТ имеет сравнительно небольшой эффект по сравнению с эффективностью других психотерапий,  где исследования проводились с более жесткими методологиями и детальным анализом. Более того, клинические испытания флуоксетина, КБТ, плацебо, и сочетания флуоксетина-КБТ в исследованиях с участием 439 подростков показал, что эффекты КБТ в одиночку очень скромные и не отличаются от плацебо

В настоящее время КБТ, как правило, рекомендуется в качестве первой линии лечения подростковой депрессии с поддержкой средней фармакотерапией и рекомендуется для тех, кто не отвечает на КБТ. Однако, исследований по применению других психотерапий не хватает. Два контролируемых исследования эффективности межличностной психотерапии (ИПТ) были проведены Муфсон (Mufson), который сообщает, что IPT превосходит результаты ежемесячного клинического мониторинга, а Росселло (Rosselló)  установил, что оба IPT и КБТ были эффективны при последующих экспериментах. Эти исследования показывают, что другие психотерапии, кроме КБТ могут быть применены к подростковой депрессии.

Недавно разработанная психотерапевтическая техника десенсибилизация и переработка движениями глаз (EMDR/ДПДГ) получила клиническое и академическое внимание благодаря своей эффективности и быстротой в лечении посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Хотя существуют эмпирические доказательства эффективности EMDR в лечении посттравматического стрессового расстройства и расстройств, связанных с травмой, исследования использования ДПДГ для лечения других клинических расстройств являются дефицитными. Так о депрессии существуют только единичные сообщения о лечении детей и взрослых. 

Данный отчет предлагает применение десенсибилизации и переработки движениями глаз (EMDR) при лечении большого депрессивного расстройства (БДР), связанного с реакцией на стрессовые жизненные события.  

Насколько известно, это исследование является первым докладом использования ДПДГ для лечения подростковой депрессии, используя формальные критерии диагностики и объективной оценки симптомов. Депрессия тесно связана с негативными жизненными событиями и мы предположили, что обработка стрессовых воспоминаний до наступления депрессии может уменьшить симптомы.

EMDR использует двусторонние раздражители, такие как:

  • горизонтальные движения глаз,
  • альтернативное нажатие,
  • альтернативные звуки,

чтобы стимулировать обработку информации систем мозга в дополнение к многим эффективным методам устоявшимся в психотерапии.

ДПДГ состоит из структурированного 8-ми фазного протокола и продолжительность обычно составляет одну-две 90-минутные сессии в неделю.

Типичный сеанс начинается, когда терапевт оценить негативные воспоминания,  убеждения, эмоции и ощущения в теле, связанные с травматической памятью. Пациент и терапевт решают вопросы о принятии положительного самопредставления, которое может заменить отрицательные, а затем проверить баллы субъективного беспокойства  по шкале (SUDS) и иметь представления об интенсивности переживаний. После этого пациент погружается в травматическое событие прошлого и одновременно следит за движением пальцев терапевта (горизонтальные движения глаз). Этот процесс, одновременно направленный на внутренние и на внешние раздражители, называется двойным вниманием. Если новые материалы приходят после 28-30 движений глаз, пациенты вновь предлагают погрузиться в него и перемещать свой взгляд. Это двойное внимание и ассоциации повторяются до тех пор, пока раннее событие не утратит страдания и не станет нейтральным.

В этом исследовании описывается два случая подростковой депрессии, которые успешно лечатся с помощью ДПДГ в короткий период. Эти пациенты не имели истории травма (хотя в первом случае связана с потерей больного отца, она не соответствовала диагностическим и статистическим представлениям о психических расстройствах согласно " (DSM-IV) критериям для травматического события, таким образом, этот отчет свидетельствует о возможности использования ДПДГ для лечения расстройства, которое не связано с травмой.

16-ти летняя девушка попала в больницу с симптомами депрессии, беспокойства за ее будущее, трудностями с концентрацией в классе и потерей аппетита. Ее отец умер из-за болезни печени годом ранее, однако, его смерть была ожидаемой, и она напомнила о том, что она не была в шоке и чувствовала себя довольно нейтрально, когда это произошло. В то время она нормально проживала этот период и даже показала улучшение успеваемости.

Шесть месяцев назад, она поступила в школу-интернат. Примерно в это же время она начала чувствовать усталость от повседневной деятельности без видимых причин. Она не говорила о своих одноклассниках, потеряла интерес к школе и не могла найти мотивацию, чтобы продолжать обучение. Сначала она думала, что это из-за смены обстановки и стресса, связанного с учебой. Она переехала в новую школу, чтобы продолжать жить как дома. Однако, это не помогло, и ее оценки в школе стали хуже. Месяц назад, она начала много вспоминать и плакать об отце.

Психиатр оценил ее симптомы согласно критериям DSM-IV и диагностировал у нее депрессию (БДР). В то же время по шкале Гамильтона (HDRS)16,17 она набрала 18, который является индикатором умеренного уровня депрессии. Кроме того, для исключения возможного диагноза ПТСР, связанного со смертью отца, врач, административные функции которых выполняет шкала ПТСР (CAPS)18,19 вводили. Она не выполнила A2 критерий, как она не вступает в реакцию с страха, беспомощности или ужаса. Симптом оценки также не удовлетворяли критериям DSM-IV для ПТСР, и ее общий балл на шапки был 26, который был под диагностируемого уровня.

Так как она и ее мать не хотела, чтобы фармакотерапии и терапевт подумал, что потеря отеца связаны с возникновением депрессии может быть мишенью для обработки памяти, второй Автор дал ей три сессии EMDR-терапии. Экспериментальный характер использования ДПДГ при лечении депрессии была полностью объяснил пациенту, и ее мать вместе с другие варианты лечения, прежде чем EMDR терапии вводили. Как пациента, так и ее мать дали информированное согласие на лечение.

В первой сессии ДПДГ анамнез и обучение проводились вместе с упражнением "безопасное место" - управляемое воображение для самоконтроля возможной тревоги или дистресса между сессиями. Положительный ресурс был создан с помощью ее будущей успешной карьеры женщины и этот образ был усилен сериями движений глаз.

Во второй сессии занимались непосредственно памятью о смерти отца и клиентка начала с воспоминаний просмотра его мертвого тела на похоронах и перешла к повседневным воспоминаниям о ее отце (всего 25 серий). Ассоциации и процесс казались гладкими, но ближе к концу всплыл другой печальный эпизод из памяти о ранении в ее начальной школе (сеанс был завершён не полностью). Ее баллы тревожности SUDS (0-10) уменьшились с 6 до 4. Она сообщила, что это еще огорчает её, потому что "это печальная вещь". Хотя это может показаться экологически допустимым, второе заседание было прекращено, как неполное.

В третьей сессии память о смерти отца была переоценена на старте сессии и баллы все еще составляли 2 или 3 (SUDS). Это стало целью продолжения работы. Ассоциации шли с похорон, прошлые счастливые времена семьи и положительные воспоминания об ее отце. Однако, в конце сессии она пожаловалась на головную боль и заседание было прервано. Всего 16 комплектов движения глаз были проведены. Как уже упоминалось выше,  переработка негативных воспоминаний была неполной на второй и третьей сессии. Но позже, она сообщила, что она думала об отце все реже и реже и, даже когда она это сделала, она не почувствовала печали, как она чувствовала это прежде. За одну неделю, после третьего сеанса, она набрала 4 балла по шкале HDRS и 6 по шкале депрессии Бека (BDI), которые свидетельствуют о полной ремиссии. Восемь недель спустя она сохраняла этот результат и вышла в ремиссию(HDRS 3, BDI 6)

рис.1. (первый подросток)

Оценки депрессивных симптомов в разное время в случае 1. Три сеанса ДПДГ были проведены между началом терапии за 4 недели. Контрольное обследование было проведено на 12 неделе.

Оценки депрессии проводились с использованием шкалы Гамильтона для оценки депрессии (Hamilton Depression Rating Scale) и опросника Бека (Beck Depression Inventory): депрессии Бека.


Депрессия - это мультифакторное заболевание и было высказано предположение, что стрессовые события могут вызвать это состояние. Исследования также показывают, что потери и унижения (особенно разлука по инициативе других лиц), как показал опыт наших пациентов являются наиболее депрессогенными стрессовыми жизненными событиями. В этом исследовании вторая пациентка начала страдать от депрессии спустя шесть месяцев после того, как она узнала о внебрачной связи ее отеца. Переработка болезненных воспоминаний, связанных с отрицательным опытом, принесла симптоматическое улучшение, показывая связь между стрессовыми событиями и развитием депрессии.

Расстройство адаптации с депрессивной симптоматикой - это первое условие для рассмотрения разных диагнозов у таких пациентов. Однако, расстройство адаптации начинается в течение трех месяцев после стрессовых событий, которое не соответствует возникновению депрессии в этих двух случаях. Кроме того, они соответствовали всем критериям для депрессивного расстройства и были достаточно серьезны, чтобы быть отнесены к категории средней и тяжелой депрессии, соответственно. Возможность утраты необходимо рассматривать в первом случае при условии, что она имела место в течение шести месяцев после смерти отца.

По нашим сведениям, есть четыре отдельные сообщения о депрессии, в которую вошли случаи:      

1.     для взрослых с депрессией, использовавших ДПДГ при детской травме в ходе психоаналитической психотерапии;

2.     послеродовая депрессия;

3.     старческая депрессия;

4.     детская депрессия.

эти отчеты не указывают на использование диагностических критериев в диагностике депрессии. Кроме того, психологические инструменты не были использованы в любом из этих случаев, кроме случая, старческой депрессии и параллельных процедур (прием лекарств и других психотерапий) были даны в дополнение к ДПДГ во всех случаях, за исключением случая детской депрессии.

Несмотря на сложность обобщения этих выводов, все эти случаи свидетельствуют о роли определяющих воспоминаний раннего детства, которые были причиной текущих симптомов и как следствие, значительно снизить текущий уровень депрессии. Например, сообщается, что женщина с послеродовой депрессией, которая прошли 12 сеансов ДПДГ, достигла полной ремиссии, ее симптомы тревожности и депрессии прошли полностью. В этом случае  симптомы пациентки улучшились после переработки травматичных воспоминаний раннего детства о заботе о своей младшей сестре и желании убить ее.

В отличие от наших историй, где рассмотрены только недавние воспоминания, за исключением 2-ой сессии, в которой память о детстве и о ее матери были проработаны в шестой сессии. Однако, неясно, что это еще больше способствовало ее улучшению, потому что она уже показала значительный прогресс в переоценке. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы изучить, является ли сосредоточение только на недавних событиях в жизни для достижения адекватных терапевтических эффектов. 

Относительная краткость лечения у наших пациентов является решающей.

В случаях легкой или умеренной депрессии требуется только три сеанса ДПДГ и семь сессий при умеренной или тяжелой депрессии. Доказано, что психотерапия депрессии методами КБТ (когнитивно-бехивиоральная) или ITP(межличностная) требуется в среднем 12 сессий плюс дополнительные домашние задания. Быстрый лечебный эффект наблюдается при EMDR-ДПДГ при сравнении эффективности с другими психотерапевтическими методами лечения на основании предыдущих исследовании ПТСР.

Ф.Шапиро (Shapiro) объясняет эффект ДПДГ как "адаптивную обработку информации": мозг имеет свои физиологические системы обработки информации, в которые, как правило, не направляет никакой новой информации для более адаптивного состояния. Но когда печальная или травматическая информация переживаний недостаточно переработана она искажает мышление или восприятие по сравнению с его изначальной формой ввода. Эта многострадальная память вызывает одновременные дисфункциональные реакции и мозг может адаптивно обрабатывать ее с помощью движений глаз или других двусторонних раздражителей.

В этом контексте, напряженные, но не травмирующие воспоминания могут быть также обработаны для более адаптивного и положительного состояния с помощью ДПДГ. С помощью ДПДГ, первый пациент был в состоянии обработать воспоминания об отце, смертью, которая связана с печалью и беспомощностью. Вторая пациентка была в состоянии обработать воcпоминания о внебрачной связи ее отца, связанных с гневом, дистанцированием и унижениями на более адаптивную цель и положительные ассоциации.

Особенно интересно отметить, что стрессовые события жизни  были целевыми в этом докладе, и касались межличностных отношений. Более конкретно, во втором случае рассматриваются реляционные аспекты: старые друзья, отношения со сверстниками, родителями и новые люди. Этот подход подобен тому, что IPT постулирует в своём подходе к лечению депрессии.  

рис. 2.

Оценки депрессивных симптомов в разное время в случае 2. Семь сеансов ДПДГ были проведены с момента начала терапии на протяжении 2-ух месяцев. Контрольное обследование было выполнено на 5 месяце.

Шкала Гамильтона для оценки депрессии : Hamilton Depression Rating Scale, BDI: депрессии Бека, EMDR: движение глаз десенсибилизации и переработки.

Эффективность ДПДГ для депрессии объясняется модели адаптивной обработки информации. Учитывая мощные эффекты, наблюдаемые в течение короткого периода времени, авторы предполагают, что дальнейшие исследования ДПДГ депрессивных расстройств является оправданным.

Вывод:  

В данном исследовании принимали участие два подростка с большим депрессивным расстройством (MDD), которые прошли три и семь сеансов ДПДГ, направленных на переработку с неприятными воспоминаниями о стрессовых жизненных событиях, с которыми столкнулись в прошлом. После лечения их депрессивные симптомы снизились до уровня полной ремиссии и положительные устойчивые терапевтические результаты были сохранены после двух и трех месяцев наблюдения.

ДПДГ терапию делают очень привлекательной в лечении ПТСР и депрессии следующие преимущества:

  • малое количество сеансов,
  • отсутствие домашней работы 
  • эффективность лечения 

Литература:

  • Bae H, Kim D, Park YC. Eye movement desensitization and reprocessing for adolescent depression. Psychiatry Investig. 2008 Mar;5(1):60-5. 
  • Suh GH, Cho MJ. Prevalence of depressive symptoms among adolescents residing in community. Seoul J Psychiatry. 1997;22:113–126.
  • Cho SJ, Jeon HJ, Kim MJ, Kim JK, Kim US, Lyoo IK, et al. Prevalence and correlates of depressive symptoms among the adolescents in an urban area in Korea. J Korean Neuropsychiatr Association. 2001;40:627–639. 
  • Curry JF. Specific psychotherapies for childhood and adolescent depression. Biol Psychiatry. 2001;49:1091–1100. 
  • Klein JB, Jacobs RH, Reinecke MA. Cognitive-behavioral therapy for adolescent depression: a meta-analytic investigation of changes in effect-size estimates. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2007;46:1403–1413. 
  • March J, Silva S, Petrycki S, Curry J, Wells K, Fairbank J, et al. Fluoxetine, cognitive-behavioral therapy, and their combination for adolescents with depression: Treatment for Adolescents With Depression Study (TADS) randomized controlled trial. JAMA. 2004;292:807–820.  
  • Rowe L, Tonge B, Melvin G. When should GPs prescribe SSRIs for adolescent depression? Aust Fam Physician. 2004;33:1005–1008. 
  • Mufson L, Weissman MM, Moreau D, Garfinkel R. Modification of interpersonal psychotherapy for depressed adolescents. Arch Gen Psychiatry. 1999;56:573–579.  
  • Rosselló J, Bernal G. The efficacy of cognitive-behavioral and interpersonal treatments for depression in Puerto Rican adolescents. J Consult Clin Psychol. 1999;67:734–745. 
  • Maxfiled L. Current status and future directions for EMDR research. J EMDR Res Prac. 2007;1:6–14.
  • Shapiro F. Eye Movement Desensitization and Reprocessing (EMDR): Basic Principles, Protocols, and Procedures. New York: Guildford; 1995.
  • American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4th ed. Washington, DC: American Psychiatric Association; 1994.
  • Yi JS, Bae SO, Ahn YM, Park DB, Noh KS, Shin HK, et al. Validity and reliability of the Korean version of the Hamilton Depression Rating Scale (K-HDRS) J Korean Neuropsychiatr Assoc. 2005;44:456–465.
  • Blake DD, Weathers FW, Nagy LM, Kaloupek DG, Gusman FD, Charney DS, et al. The development of a Clinician-Administered PTSD Scale. J Trauma Stress. 1995;8:75–90. 
  • Lee BY, Kim Y, Yi SM, Eun HJ, Kim DI, Kim JY. A reliability and validity study of a Clinician-Administered PTSD Scale. J Korean Neuropsychiatr Assoc. 1999;38:514–522.
  • Beck AT. Depression: Clinical, Experimental, and Theoretical Aspects. NewYork: Harper & Row; 1967.
  • Lee YH, Song JY. BDI, SDS, MMPI-D a study of the reliability and the validity of the BDI , SDS , and MMPI-D Scales. Korean J Clin Psychol. 1991;15:98–113.
  • Kendler KS, Karkowski LM, Prescott CA. Causal relationship between stressful life events and the onset of major depression. Am J Psychiatry. 1999;156:837–841.  
  • Kendler KS, Hettema JM, Butera F, Gardner CO, Prescott CA. Life event dimensions of loss, humiliation, entrapment, and danger in the prediction of onsets of major depression and generalized anxiety. Arch Gen Psychiatry. 2003;60:789–796. 
  • Broad RD, Wheeler K. An adult with childhood medical trauma treated with psychoanalytic psychotherapy and EMDR: a case study. Perspect Psychiatr Care. 2006;42:95–105.  
  • Parnell L. Postpartum depression. In: Manfield P, editor. Extending EMDR: A Casebook of Innovative Applications. New York: W.W. Norton&Company; 1998. pp. 37–64.
  • Sun TF, Wu CK, Chiu NM. Mindfulness meditation training combined with eye movement desensitization and reprocessing in psychotherapy of an elderly patient. Chang Gung Med J. 2004;27:464–469.  
  • Tinker RH, Wilson SA. Through the Eyes of a Child: EMDR with Children. New York: W.W. Norton & Company; 1999. pp. 147–148.
  • Ironson G, Freund B, Strauss JL, Williams J. Comparison of two treatments for traumatic stress: a community-based study of EMDR and prolonged exposure. J Clin Psychol. 2002;58:113–128.  
  • Shapiro F, Maxfield L. Eye Movement Desensitization and Reprocessing (EMDR): information processing in the treatment of trauma. J Clin Psychol. 2002;58:933–946.  
  • Brooks SJ, Kutcher S. Diagnosis and measurement of adolescent depression: a review of commonly utilized instruments. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2001;11:341–376.